Москва8 (499) 112-07-63

Москва
Санкт-Петербург8 (499) 112-07-63
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург8 (812) 424-56-15
Екатеринбург
Санкт-Петербург8 (343) 302-06-32
Нижний Новгород
Санкт-Петербург8 (831) 235-06-15
Новосибирск
Санкт-Петербург8 (383) 209-98-61
Ростов-на-Дону
Санкт-Петербург8 (863) 309-02-35
Самара
Санкт-Петербург8 (846) 215-13-08

Договор поручительства по госконтракту

Договор поручительства по государственному контракту

Каждая компания, выиграв тендер по государственному контракту, встречается с необходимостью надлежащего обеспечения исполнения этого контракта. Федеральным законом №94-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика работ, товаров и услуг, представить определенные гарантии по обеспечению своих обязательств. Эти полномочия могут быть подтверждены банковской гарантией, денежным залогом, страхованием ответственности, поручительством по государственному контракту.

Положениями Федерального закона №164 от 17 июля 2009 года, определен порядок организации и проведения государственного аукциона. В соответствии с этими положениями, извещение о проведении аукциона должно быть опубликовано его организатором в СМИ и размещено на официальном сайте государственных органов Российской Федерации не менее, чем за 30 дней до начала аукциона. Государственный контракт заключается с победителем аукциона. Большинство участников аукциона выбирают обеспечение госконтракта поручительством с помощью специальных фирм, такая форма предоставления гарантий становится день ото дня все популярнее, что обуславливается рядом весомых причин.

Что представляет собой госконтракт? Это документ, имеющий юридическую силу – договор о предоставлении каких-либо товаров, услуг, работ для покрытия государственных нужд. Государственный контракт может заключаться на что угодно: предусматривать поставку товаров, начиная от продуктов питания и заканчивая образцами военной техники. Он заключается государственным заказчиком с поставщиком, после процедуры предварительной проверки наличия и достоверности у него договора поручительства по госконтракту. Популярность этого документа можно объяснить тем, что коммерческие банки неохотно дают необходимые гарантии. А в период продолжающегося экономического кризиса, они вообще стараются избегать представления подобных услуг. Именно поэтому получить банковскую гарантию сейчас очень сложно. А страхование ответственности невыполнения обязательств поставщиком, сегодня госзаказчиком часто не принимается, т.к. эта форма по обеспечению обязательств не зарекомендовала себя в качестве достаточно эффективной. Для денежного залога, в отличии от поручительства по госконтрактам, нужна солидная сумма, которая есть не у каждого предприятия. Тем более, что участие в тендере предусматривает определенные финансовые расходы.

Кроме того, при заключении договора поручительства, нужно гораздо меньшее количество документов и меньше времени, чем при оформлении банковской гарантии, или при выборе страхования ответственности. Стоимость договора этой услуги тоже существенно меньше затрат, осуществляемых на предоставление гарантии, выраженной в других формах. Чтобы получить банковскую гарантию, нужно внести деньги на депозит, тогда как, при заключении договора поручительства, этого делать не нужно. По этим и другим причинам большинство поставщиков выбирают договор поручительства по госконтракту в качестве основной формы для обеспечения своих обязательств. По ФЗ-94 поручителем может стать юридическое лицо, которое в установленном порядке зарегистрировано на территории Российской Федерации.

Размер капитала и резерва поручителя должен составлять не менее трехсот миллионов рублей и не менее чем в 10 раз превышать величину суммы поручительства. Чистая прибыль, получаемая поручителем, должна не менее чем в 3 раза превышать размер поручительства, а ее величина должна быть не менее ста миллионов рублей. Основные средства (объекты недвижимости) должны иметь стоимость более одного миллиарда рублей. Любая организация, расположенная на территории России и участвующая в госконкурсах, может оформить поручительство по госконтрактам, заключив соответствующий договор с поручителем.

В последнее время, в связи с изменениями в законодательстве по организации государственных закупок, к выбору поручителей предъявляются довольно жесткие требования. Поручители должны представить госзаказчику договор поручительства, копию учредительных документов своей организации, копии своего бухгалтерского баланса за два последних года, копии документов, которые подтверждают законность полномочий. При необходимости, поручители проводят согласование изменений, предложенных государственным заказчиком по Договору поручительства. Для обеспечения участия в аукционе, поручитель отправляет в адрес исполнителя госзаказа следующие документы:

  1. копию Устава поручителя;
  2. копии ОГРН и ИНН;
  3. копию о назначении Генерального директора;
  4. бухгалтерскую отчетность на последнюю дату отчета;
  5. договор поручительства по государственному (муниципальному) заказу.

Что в действительности обозначает термин поручительство? Это обязательство поручителя (субъекта) отвечать перед госзакачиком (кредитор должника) за выполнение должником основных обязательств в полном объеме или частично, в соответствии с пунктами договора поручительства. Общие правила в отношении поручительства вступают в действие только при заключении особого трехстороннего договора поручительства по госконтракту – между исполнителем и поручителем, а также между государственным заказчиком и поручителем. Сам договор поручительства является юридически оформленным обязательством поручителя, поэтому сам поручитель всегда будет одной из обязательных сторон, участвующих при заключении сделки. В случае, если договор поручительства заключается поручителем не с государственным заказчиком (кредитором), то он считается договором, заключенным в пользу третьего лица – государственного заказчика (кредитора).

Поручительство является видом обеспечения, поскольку оно снижает возможность неудовлетворения интереса государственного заказчика (кредитора). Принадлежность поручительства по государственному контракту к этому виду отражена и в официальной классификации ГК Российской Федерации. Важная особенность поручительства, которая существенно отличает его от предоставляемой гарантии, состоит в том, что имеющееся обязательство носит дополнительный (акцессорный) характер по отношению к главному обязательству. Об этом говорится в статье 361 ГК Российской Федерации, предусматривающей возможность заключения договора поручительства при возникновении основного обязательства.