Москва8 (499) 112-07-63

Москва
Санкт-Петербург8 (499) 112-07-63
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург8 (812) 424-56-15
Екатеринбург
Санкт-Петербург8 (343) 302-06-32
Нижний Новгород
Санкт-Петербург8 (831) 235-06-15
Новосибирск
Санкт-Петербург8 (383) 209-98-61
Ростов-на-Дону
Санкт-Петербург8 (863) 309-02-35
Самара
Санкт-Петербург8 (846) 215-13-08

Итоги применения Федерального Закона 94

В результате принятия закона 94 в Российской Федерации сложилась система норм регулирования государством госзакупок, возникли механизмы наказаний за отклонения от предусмотренных требований и норм. Главный положительный эффект действия этого закона – государственные закупки стали эффективным инструментом в вопросах регулирования рыночных отношений. Принятый федеральный закон 94 закрепил отказ от допуска компаний и фирм к торгам по воле чиновников в любой форме. Им предусмотрена замена административной предквалификации на принципы экономической предварительной квалификации. Произошла фиксация четкого перечня требований ко всем участникам торгов.

Прописана форма торгов на аукционе, в том числе электронном, что позволило снизить субъективные оценки предложений всех участников торгов и значительно сузило возможности  подкупа и коррупции. Условия, прописанные в 94 фз, признают заключенные контракты постоянными. Разработана административная процедура, позволяющая обжаловать действия заказчиков, которые ущемляют права участников торговых операций, введена для заказчика мера административной ответственности за нарушения этого и других законов, регламентирующих размещение заказа. Введено обязательное размещение информации о торгах на официальных сайтах.

Основные достоинства федерального закона 94 - прозрачность, открытость, способствие развитию здоровой конкуренции.

Его введение в практику привело к экономическому эффекту, который проявился в уменьшении стоимости закупок. Большинство предпринимателей одобряют экономическую концепцию и идеологию, заложенную в этом законе.

Но за время, прошедшее со дня принятия федерального закона, выявлены и несовершенные его стороны. Некоторые эксперты оценивают ориентацию проведенных государственных закупок в границах закона 94 фз, как направленную, в основном на цены. В этом случае, у закупаемых госорганами продуктов и услуг, не учитываются качественные параметры.

Этот закон фактически лишает госзаказчика возможности выбора таких продуктов и услуг, которые удовлетворяли бы его запросы в отношении качества. Зато полной свободой действий стали пользоваться не совсем добросовестные исполнители заказов, получившие возможность выигрывать на откровенном снижении цен.

Применение этого закона не привело к ожидаемому снижению коррупции, а наоборот, вызвало ее всплеск и деградацию целых отраслей экономики. После изучения болевых точек федерального закона 94 и практики проведения госзакупок, эксперты выделили 4 системные проблемы, требующие решения при совершенствовании законодательства в области закупок от имени государства.

1. Требуется создать такую комплексную систему по управлению рисками госзакупок, которой были бы охвачены все виды рисков в различных формах, на всех стадиях закупочного цикла – при планировании закупок, размещении заказов, исполнении контрактов. Помочь решению этой задачи должно содействие введению в практику Федерального контрактного режима.

2. Цель регулирования эффективности закупок должна быть конкретизирована и сбалансирована. Это проявилось в ходе опроса предпринимателей по оценке экономической идеологии закона 94 фз в сентябре 2008 г.

3. Для обеспечения защиты интересов всех ответственных и добросовестных участников процесса государственных закупок, нужно отыскать наиболее оптимальное соотношение ответственности и прав госзаказчика и поставщика. До 2005 года главенствовали госзаказчики, а с принятием этого закона – поставщики. Сегодня настало время установления эффективного баланса.

4. Все участники торгов (как госзаказчики, так и поставщики) несут издержки в связи со следованием процедурам федерального закона 94, которые необходимо учитывать.

Поправки

За прошедшее время в этот закон было внесено девятнадцать пакетов с поправками, что привело к увеличению его объема с 47 страниц до 147. Он стал очень сложным и не всегда последовательным нормативным актом. Многие статьи закона допускают двойственное толкование, практика его применения и надзор за его исполнением контролирующими органами, стали противоречить некоторым нормам Гражданского кодекса. Положительный экономический эффект достигается при закупке элементарной стандартной продукции, а при закупке технически и конструктивно сложной продукции наблюдаются ощутимые потери.

Для ориентирования госзаказчиков на закупку инновационной продукции, необходимо поручить отраслевым министерствам, разработать стандартные требования к технически сложной закупаемой продукции.

Чтобы не допустить сговора между участниками торгов, предлагается поправками ввести поэтапные обязательные электронные аукционы. Все заказчики, представляющие государство на федеральном, региональном и муниципальном уровне, будут переведены на электронные аукционы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Чтобы защитить бюджетные средства от мошенников, нужно разработать поправки, которые введут необходимость выставления требований об обязательном исполнении всех контрактов – обязательной экономической предварительной квалификации. Новая редакция закона 94 фз должна предусмотреть возможность заключения с поставщиками государственных контрактов на срок, превышающий период лимитирования бюджетных средств. Пока же максимальный срок действия контрактов не превышает одного года, что затрудняет закупки инновационного характера и длительных работ и услуг. Главной целью корректировки этого закона должна стать не борьба с коррупцией, а создание условий для развития здоровой конкуренции.

Таким образом, закон 94 фз требует совершенствования вместе с другими нормативными актами, регулирующими законодательство о госзакупках. Эксперты МЭР и ФАС Российской Федерации предложили конкретные предложения по усовершенствованию этого закона и некоторых других актов. Они предлагают сделать более конкретными права заказчиков на стадии подготовки подробных технических и других условий закупки. Это касается случаев, когда у заказчика нет инновационных знаний, что не позволяет ему четко представлять себе предмет закупки. В этом случае желательно предусмотреть в федеральном законе 94 процедуру, по которой перед началом электронных аукционов, могли бы проводиться переговоры и консультации с потенциальными поставщиками, а технические задания – уточняться.

Читайте также...